Кризис 3-х лет

Малышу исполнилось три года. Он стал более самостоятельным, независимым и активным. Почти для всех детей и их родителей период трёх лет трудный. Почему?

В детской психологии описано семь основных особенностей. Характерных для поведения ребёнка в период кризиса трёх лет.

1. Не буду, не хочу!                                                       

Негативизм – первый сигнал о наступлении кризиса трёх лет. Именно он вынуждает ребёнка поступать вопреки не только родителям, но порой даже собственному желанию. Да, малыш отказывается выполнять просьбы других не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили. Взрослый провоцирует приступы негативизма всякий раз, когда отдаётся строгий приказ: «Не трогай!», «Ешь быстро!» Гораздо правильнее сказать: «Не люблю, когда трогают мои вещи!», «Интересно посмотреть, кто из нас первый съест свой обед!»

Не путайте негативизм и непослушание. В первом случае ребёнок поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идёт вразрез с намерениями взрослого. Негативизм избирателен: ребёнок отказывается выполнять просьбы определённых людей, например, только мамы, или папы, или лишь одного из воспитателей группы. С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым. Главный мотив, который движет ребёнком – сделать не так, как просят, а наоборот. !

СОВЕТ: Не давите на ребёнка, не разговаривайте в приказном тоне. Если вы видите, что ребёнок сопротивляется из-за негативизма, дайте ему время отойти от бури эмоций.

2. Я так решил!

Упрямство – вторая составляющая кризиса трёх лет. Когда ребёнок упрямится, он настаивает на чём-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. !

СОВЕТ: Не пытайтесь самоутвердиться в противоборстве с малышом. Силы не равны. Малыш упрямится? Не упрашивайте его. Например, он не хочет есть, хоть и голоден? На глазах у ребёнка накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришёл обедать очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Скорее всего, ребёнок сядет рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой полностью съест обед.

3. Пойди туда, не знаю куда

Например, ребёнок давно научился самостоятельно раздеваться, одеваться и есть. И вдруг малыша как будто подменили: «Мама, принеси!», «Мама раздень!» и т.д. Он всё старается сделать наперекор.

Строптивость – похожа на негативизм, но в отличие от него не направлена на определённого человека. Это протест против самого образа жизни. !

СОВЕТ: Отвлеките ребёнка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут он неожиданно согласиться с вашим предложением, забыв, что недавно возражал.

4. Я сам! «Я сам! Я сам!» так пытается самоутвердиться ребёнок.

Своеволие – тоже черта из арсенала кризиса трёх лет. Оно проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам, даже если не умеет. Это важная потребность в самостоятельности – жизненно важная для трёхлетних малышей. !

СОВЕТ: Позвольте ребёнку попробовать сделать всё самому, даже если уверены, что он не справится. Пусть убедиться в этом сам.

5. Бунт на корабле

Протест-бунт – пятая особенность кризиса трёх лет. Малыш как будто находиться в состоянии войны, постоянном конфликте с окружающими. !

СОВЕТ: Будьте спокойны, доброжелательны, но тверды в те моменты, когда вы уверены в своей правоте.

6. Не нужны мне ваши книжки! Во время кризиса трёх лет могут теряться старые привязанности к людям, правилам поведения, вещам. Иногда малыши позволяют себе грубо обзывать любимых мам, пап, бабушек и дедушек. Вдруг потеряли ценность ещё совсем недавно любимые игрушки и книги.

СОВЕТ: Есть множество развивающих занятий для ребёнка. Вместе займитесь лепкой, рисованием или сборкой конструктора.

7. Властелин семьи Деспотизм, чаще всего проявляется в семье с единственным ребёнком. Малыш пытается проявить власть над окружающими, добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда все его желания исполнялись.

СОВЕТ: Не поддавайтесь на манипуляции. Пусть малыш чувствует, что ваше внимание можно получить без капризов и истерик.

Кризис - это необходимый этап в развитии каждого ребенка. Сроки его наступления, длительность и глубина зависят не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от поведения взрослых. Попробуйте изменить свой стиль общения, предоставьте маленькой личности больше самостоятельности, и все постепенно наладится, и кризис пойдет только на пользу растущему человеку.

 

Подготовил: педагог-психолог

ГУО «Ясли-сад №15 «Рябинка» г.Жодино» 
Г.А. Позняк