Для предупреждения агрессивного поведения детей специалистами (психологами, педагогами) разработаны специальные рекомендации. Эти правила позволяют в конфликтной ситуации с детьми обеспечить позитивное разрешение конфликта и установить партнёрские отношения.
ПРАВИЛО 1. Игнорируйте незначительную агрессию.
Когда агрессия детей неопасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом:
· просто «не замечайте» реакции ребёнка;
· выражайте понимание чувств ребёнка: « Я понимаю, что тебе обидно»;
· переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть);
· позитивно обозначьте его поведение: «Ты злишься потому, что устал»
КОММЕНТАРИИ: Поскольку установлено, что агрессия накапливается у всех людей, то взрослый, видя и понимая ситуацию, может просто внимательно выслушать ребёнка и постараться переключить его на что-то другое. Внимание взрослого – необходимость для ребёнка. Часто именно недостаток такого внимания и ведёт к агрессивному поведению. Помните, что игнорирование агрессии – мощный способ изменения нежелательного поведения.
ПРАВИЛО 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка.
В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:
· «Ты ведёшь себя агрессивно» (констатация факта);
· «Ты злишься?» (констатирующий вопрос);
· «Ты хочешь меня обидеть?», «Ты демонстрируешь мне силу?» (раскрытие мотивов агрессора);
· Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит» (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);
· «Ты нарушаешь правила поведения» (апелляция к правилам).
КОММЕНТАРИИ. Проговаривая одно из высказываний, взрослому нужно проявлять спокойствие, доброжелательность и твёрдость. Акцент делайте только на поступке, чтобы ребёнок не услышал в тоне голоса, что вы против него. Ни в коем случае не вспоминайте аналогичного поведения в прошлом. После того как ребёнок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение подробно и объяснить, почему его поступок неприемлем. Делайте акцент на том, что агрессия больше вредит ему самому, чем окружающим. Подумайте вместе (без свидетелей), какое поведение в данном случае было бы приемлемо.
ПРАВИЛО 3. Контролируйте собственные негативные эмоции.
Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникать и у взрослого. Но взрослый должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнерские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества. Старайтесь:
· не повышать голоса, не кричать, не устрашать;
· не принимать агрессивных поз и жестов (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);Øне демонстрировать своей власти: «Будет, как я скажу»;
· не смеяться над ребёнком, не передразнивать;
· не оценивать личности ребёнка или его друга;
· не использовать физической силы, не угрожать;
· не читать нотаций, проповедей;
· не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.
КОММЕНТАРИИ. Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Если взрослые попадаются на эту «удочку» - они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения. Взрослый должен проявит усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.
ПРАВИЛО 4. Сохраняйте положительную репутацию ребёнка.
Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное осуждение может больно ранить и, как правило, приведёт к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:
· «Ты, возможно, неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть» (публично минимизируйте вину ребёнка);
· позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;
· предложите ребёнку договор со взаимными уступками.
КОММЕНТАРИИ. Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволить подчиниться «по-своему», инцидент будет исчерпан скорее.
ПРАВИЛО 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение.
В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что, чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка. Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов:
· выдержите паузу (выслушивайте молча);
· берите тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);
· внушайте спокойствие жестами, мимикой;
· шутите («Ты сейчас выглядишь круче Шварцнегера»).
КОММЕНТАРИИ. Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения. Но главное условие – искренность взрослого и соответствие тона его голоса, жестов, мимики, пантомимики, высказанной им мысли.
Итак, на начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) лучше всего использовать следующие методы борьбы с агрессией:
· Игнорирование;
· переключение внимания;
· «изящный уход».
Изящный уход – это дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам спокойно выйти из конфликтной ситуации. Любая оригинальная или стандартная реакция взрослого на агрессивное поведение ребёнка помогает уладить проблемную ситуацию лучше, чем угрозы и физические меры.
Переключить внимания ребёнка можно на игру. Игра – самый лучший способ весёлого и занимательного времяпровождения, а также это лучший способ снять эмоциональное напряжение, тревогу, страх. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе, развивается позитивная самооценка, укрепляется эмоциональная сфера ребёнка.