Как вести себя с агрессивным ребёнком

Для предупреждения агрессивного поведения детей специалистами (психологами, педагогами) разработаны специальные рекомендации. Эти правила позволяют в конфликтной ситуации с детьми обеспечить позитивное разрешение конфликта и установить партнёрские отношения.

ПРАВИЛО 1. Игнорируйте незначительную агрессию.

Когда агрессия детей неопасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом:

·         просто «не замечайте» реакции ребёнка;

·         выражайте понимание чувств ребёнка: « Я понимаю, что тебе обидно»;

·         переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть);

·         позитивно обозначьте его поведение: «Ты злишься потому, что устал»

КОММЕНТАРИИ: Поскольку установлено, что агрессия накапливается у всех людей, то взрослый, видя и понимая ситуацию, может просто внимательно выслушать ребёнка и постараться переключить его на что-то другое. Внимание взрослого – необходимость для ребёнка. Часто именно недостаток такого внимания и ведёт к агрессивному поведению. Помните, что игнорирование агрессии – мощный способ изменения нежелательного поведения.

ПРАВИЛО 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка.

В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:

·         «Ты ведёшь себя агрессивно» (констатация факта);

·         «Ты злишься?» (констатирующий вопрос);

·         «Ты хочешь меня обидеть?», «Ты демонстрируешь мне силу?» (раскрытие мотивов агрессора);

·         Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит» (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);

·         «Ты нарушаешь правила поведения» (апелляция к правилам).

КОММЕНТАРИИ. Проговаривая одно из высказываний, взрослому нужно проявлять спокойствие, доброжелательность и твёрдость. Акцент делайте только на поступке, чтобы ребёнок не услышал в тоне голоса, что вы против него. Ни в коем случае не вспоминайте аналогичного поведения в прошлом. После того как ребёнок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение подробно и объяснить, почему его поступок неприемлем. Делайте акцент на том, что агрессия больше вредит ему самому, чем окружающим. Подумайте вместе (без свидетелей), какое поведение в данном случае было бы приемлемо.

ПРАВИЛО 3. Контролируйте собственные негативные эмоции.

Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникать и у взрослого. Но взрослый должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнерские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества. Старайтесь:

·         не повышать голоса, не кричать, не устрашать;

·          не принимать агрессивных поз и жестов (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);Øне демонстрировать своей власти: «Будет, как я скажу»;

·         не смеяться над ребёнком, не передразнивать;

·         не оценивать личности ребёнка или его друга;

·         не использовать физической силы, не угрожать;

·         не читать нотаций, проповедей;

·         не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.

КОММЕНТАРИИ. Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Если взрослые попадаются на эту «удочку» - они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения. Взрослый должен проявит усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.

ПРАВИЛО 4. Сохраняйте положительную репутацию ребёнка.

Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное осуждение может больно ранить и, как правило, приведёт к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:

·         «Ты, возможно, неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть» (публично минимизируйте вину ребёнка);

·         позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;

·         предложите ребёнку договор со взаимными уступками.

КОММЕНТАРИИ. Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволить подчиниться «по-своему», инцидент будет исчерпан скорее.

ПРАВИЛО 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение.

В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что, чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка. Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов:

·         выдержите паузу (выслушивайте молча);

·         берите тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);

·         внушайте спокойствие жестами, мимикой;

·         шутите («Ты сейчас выглядишь круче Шварцнегера»).

КОММЕНТАРИИ. Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения. Но главное условие – искренность взрослого и соответствие тона его голоса, жестов, мимики, пантомимики, высказанной им мысли.

Итак, на начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) лучше всего использовать следующие методы борьбы с агрессией:

·         Игнорирование;

·         переключение внимания;

·         «изящный уход». 

Изящный уход – это дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам спокойно выйти из конфликтной ситуации. Любая оригинальная или стандартная реакция взрослого на агрессивное поведение ребёнка помогает уладить проблемную ситуацию лучше, чем угрозы и физические меры.

Переключить внимания ребёнка можно на игру. Игра – самый лучший способ весёлого и занимательного времяпровождения, а также это лучший способ снять эмоциональное напряжение, тревогу, страх. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе, развивается позитивная самооценка, укрепляется эмоциональная сфера ребёнка.